Идея облачного гейминга витала в индустрии около 10 лет. Радикальный прорыв случился в последние пару лет, и об этой технологии мы можем говорить, как о свершившемся явлении, доступном всем. Давайте разберемся в деталях, что представляет собой облачный игровой сервис, и как он изменит индустрию в ближайшем будущем.
Что такое облачный игровой сервис
Мы говорим о стриминг-сервисе компьютерных игр. Такой сервис дает доступ к играм топ-уровня без наличия собственного высокомощного «железа». Как это выглядит? Клиент регистрируется в сервисе, оплачивает подписку и/или покупает игры, запускает их и играет из сервиса. Устанавливать на локальное устройство их не нужно. Вся нагрузка уходит на мощные серверы, которые пользователь «арендует».
Такой подход позволяет вести игру без привязки к конкретному устройству, а также покупать дорогостоящее оборудование, заточенное именно под гейминг. Как видите, если концепция «выстрелит» глобально, это приведет к значительному изменению мира компьютерных игр.
Почему такие сервисы стали возможными только сейчас? Появилось оборудование, способное выдерживать подобные нагрузки. Ранние облачные сервисы не давали высокой производительности в играх и были востребованы небольшим числом энтузиастов. Около 2010-2012 годов было проще подумать, что концепция вскоре тихо умрет, чем попробует покорить мир.
Ранними реализациями этой идеи были давно забытые всеми сервисы Gaikai или OnLive. Сегодня в индустрию заходят гиганты рынка: Google, Sony и Microsoft. Последние двое нацелены на завоевание ниши, несмотря на наличие успешных линеек консолей.
Google Stadia предлагает иной подход: доступ к платформе, где можно покупать игры по отдельности, например в подписку входит игра PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS . Геймеры оплачивают стоимость отдельной игры, и игра гарантированно остается в их распоряжении. Дороже, но надежнее. Подписка Stadia Pro возможна как дополнение, с видео высокого разрешения, объемным звуком и парой бонусных игр в месяц.
Как устроен облачный гейминг
Итак, мы определились, что геймер в рамках услуги «арендует» мощный компьютер «где-то» и использует для игр любое оборудование. Важным условием остается лишь стабильное Интернет-соединение. Игрок посылает запрос, сервер запускает игру и транслирует ее на пользовательское устройство. Например, в браузере. Игрок осуществляет игровые действия клавиатурой и мышью, и данные посылаются на сервер. Тот отвечает игроку соответствующе. Некоторые сервисы поддерживают геймпад, но принцип работы не меняется.
Это описание позволяет понять, насколько технология зависима от качества интернета и облачных технологий. Таких возможностей они достигли недавно, и облачные игровые сервисы активизировались именно в этот момент.
Облачный гейминг – это выгодно (?)
Технология делает «крутые» игры доступными широкому пользователю, и это основа будущей прибыльности облачного гейминга. Так ли это? Пока сложно дать четкий ответ, потому что окончательной бизнес-модели пока не сформировалось, чтобы говорить о финансовых показателях и готовности перехода геймеров от трат на «железо» каждые несколько лет, до трат на подписку каждый месяц.
Доступные сервисы тестируют разные бизнес модели на данный момент, и они отличаются между собой, имея весомые плюсы и минусы. PlayStation Now и, в перспективе, xCloud и Xbox Game Pass используют методику Netflix и предлагают подписку за доступ к каталогу. Это дешевый вариант, но всегда есть риск того, что ваша любимая игра будет удалена из каталога.
Еще один тестируемый вариант (GeForce Now и Shadow выбирают это) – плата за доступ к виртуальной машине, куда игрок устанавливает лицензии из Steam и пр. Конфликты прав возникают, и подобная идея себя плохо оправдывает.
Заключение
Резюмируя, есть ли будущее у облачного гейминга? Его успех неизбежен. Вопрос реализации зависит от финансовой модели, которая должна быть отлажена в ближайшем будущем.